Конструктивизм – характерное направление в искусстве, где во главу угла ставится общий замысел, видный с первого взгляда, где главная задумка преобладает над деталями. Конструктивизм наиболее полно был воплощён в архитектуре СССР 20-х годов.
Содержание статьи
Характерные особенности
Существенные перемены в общественном укладе, экономике, мышлении подтолкнули архитекторов к поиску новаторских решений, функциональных, лаконичных, деятельных форм. Просуществовав чуть больше десятилетия, конструктивизм уступил место имперскому по сути сталинскому ампиру, однако сохранил своё влияние как на архитектуру, так и на искусство в целом.
На западе элементы конструктивного стиля отчасти воплотились в функционализме, в том числе в дизайне интерьеров. Возможность обустраивать помещения в рамках конструктивизма вернулась в Россию уже в XXI веке, по иронии судьбы – уже после крушения Советского Союза, давшего начало новому стилю.
Популярность конструктивизма в дизайне интерьеров умеренна. Частота обращения к нему намного ниже, чем у модных скандинавского стиля или хай-тека. Впрочем, тот же хай-тек можно назвать если и не производным, то много впитавшим от конструктивной школы.
Как и любое другое направление в дизайне помещений, у конструктивизма нет чётко очерченных рамок. Это скорее вектор, который указывает путь творческого полёта.
Впрочем, выделить особенности всё же можно – они и будут служить ориентирами как опытным профессионалам, так и дизайнерам-любителям.
Пространство
Конструктивизм любит пространство. Чем его больше, тем вольготнее чувствует себя мысль, облекающая замысел в материальную составляющую – стены, потолки, мебель, освещение. В маленьких комнатках от конструктивистской составляющей лучше и вовсе отказаться, так как габариты не позволят раскрыться главной задумке.
Следует помнить, что изначально данное направление было архитектурой новой страны – самой большой в мире, которая сделала ставку на разрушение старого. Это значит, что люди искусства, стоявшие у истоков конструктивизма, не были стеснены почти никакими условностями, кроме функционального назначения зданий и помещений.
Лаконичность
Конструктивизм добивается выразительности и художественной самобытности не с помощью акцентов на детали, а путём комбинаций с самим пространством. Проще говоря, ему чуждо обилие декора и элементов, каждый из которых обладает самостоятельной эстетической ценностью. В этом плане для конструктивизма подходящей структурной единицей является не отдельный фрагмент, а цельный ансамбль.
Именно в совокупности характеристик организации пространства ухватывается суть конструктивного стиля. Внешне это проявляется в лаконичности интерьера, даже определённой бедности, по крайней мере, по сравнению с классицизмом, барокко или шебби-шиком.
При правильном использовании конструктивистских визуальных паттернов такой интерьер никогда не будет скучным и будничным.
Высота
Особенность, которая внутренне присуща данному стилю, это отмечают все эксперты по интерьерам. Высокие потолки – дополнительный аргумент в пользу того, чтобы прибегнут к оформлению в конструктивном стиле. Будучи рождён в архитектурной среде, в сфере монументальных форм, он позволяет с большим изяществом обыграть большое пространство над головой. При его использовании зал со «вторым светом» заиграет новыми красками.
Единство
Эта особенность крепко связана с предыдущими и взаимообусловлена ими. Конструктивизм намного охотнее объединяет пространства, чем дробит существующий объём на мелкие подсистемы. Единое пространство – ключ к органичности. Это в какой-то степени роднит данный стиль с лофтом. Обширные холлы, общие комнаты, монументальные лестничные пролёты – всё это подходящая область приложения конструктивизма.
Функциональность
Конструктивистский интерьер функционален: большинство специфических дизайнерских решений имеют вполне определённое назначение. С мебелью всё понятно: диван служит для того, чтобы на нём сидеть или лежать. Резьба, покрывала, вышивка и обилие фурнитуры необязательны для выполнения функций, поэтому в них нет необходимости.
Что касается общей выразительной концепции, то цвет стен и конфигурация потолка тоже несёт практическую нагрузку, например, визуально формирует пространство и компенсирует степень естественной освещённости.
Художественные приёмы конструктивизма — это совокупность решений, которые придают законченному интерьеру особый характер, провоцируют у наблюдателя определённое впечатление, позволяя отнести интерьер к конструктивистским.
Прямые линии
Использование прямых линий – один из главных приёмов конструктивизма. Изогнутость и плавность для базовой концепции конструктивизма нехарактерна. Хотя в интерьере и не удаётся избежать округлых очертаний, на них принципиально не делается акцент – таким образом, они словно выпадают из восприятия наблюдателя.
Прямые линии могут изгибаться под разными углами. Наиболее характерен прямой угол, однако встречаются и другие комбинации, которые образуются диагональными линиями мебели, предметов, минимального архитектурного декора стен и потолка.
Наиболее знаковая диагональ в конструктивизме – это наклонная лестница, ведущая на второй этаж. Данный элемент, опять же, пришёл из архитектуры. Намеренно подчёркнутое косое пересечение прямоугольных конструкций служит своеобразным украшением и даёт возможность уйти от однообразия, в которую мог бы скатиться конструктивизм ввиду своей строгости.
Цветовая гамма
Для конструктивизма характерны приглушённые цвета, без излишней чистоты и яркости. В отличие от скандинавского стиля, здесь более охотно используют тёмные оттенки – коричневый, кофейный, шоколадный, множество их вариаций. Впрочем, тёмные цвета – это скорее геометрические фигуры, нанесённые на светлый фон, в противном случае интерьер получится слишком тёмным и мрачным, с большим коэффициентом светопоглощения.
Чтобы избежать скуки в оформлении, дизайнеры прибегают к вкраплениям «весёлых» цветов – жёлтого, красного, зелёного, голубого. Чтобы такое добавление не диссонировало с общим настроем, прибегают к приёму «разбавления»: исходную насыщенную краску слегка обесцвечивают, снижают её интенсивность, как будто разбавляют водой.
Элементы интерьера в этом стиле
После того, как общая концепция дизайна ясна, а вектор определён, настаёт время конкретных решений, которые послужат воплощением идеи.
Пол
Из проверенных решений лучше всего выбрать паркетную доску. Щели между плашками могут быть подчёркнуты с помощью фаски на краях, а могут быть скрытыми, с бесшовным эффектом. Цвет предпочтителен тёмный. Так же хорошо подойдёт и ламинат, имитирующий доски.
При выборе фактуры и рисунка древесины следует избегать подчёркивания природных включений – сучков, сколов, потемнений. Это именно тот случай, когда естественность может быть чрезмерной.
В рамках конструктивизма можно экспериментировать с напольными покрытиями. Например, залить полы специальным бетоном, который затем отполировать с помощью особой шлифмашины.
Полученная поверхность будет гладкой, прочной и впишется в интерьер, правда, под ней в обязательном порядке нужно будет предусмотреть тёплые полы.
Если нет желания идти на столь радикальные меры, можно использовать наливное полимерное покрытие. Выбрав неброский цвет, можно добиться гладкости и превосходных эксплуатационных качеств.
Потолок
Простой белый потолок – базовое решение, которое позволит сделать интерьер непротиворечивым. Можно выбрать и натяжной, только матовый и без каких-либо переходов. Если высота позволяет реализовать более изощрённые идеи – можно прибегнуть к помощи гипсокартона на каркасе из металлического профиля.
При этом полученные формы должны быть геометричными – аморфность чужда конструктивизму. Если хочется соединения структуры и неоднородности, то интересным вариантом будут прямоугольники и квадраты с разной высотой, «растущие» из потолка. Главное – не выделять полученный рельеф цветом, иначе будет явный перебор. Используйте монохромную гамму.
Стены
Лучший вариант – штукатурка, шпатлёвка, окраска. Обои тоже имеют место быть, но только без рисунка, однотонные, желательно гладкие, без тиснения. Такое финишное покрытие предполагает идеально ровные стены – важный момент для интерьера в духе конструктивизма.
В качестве украшения стен отлично подойдёт плакатное искусство. В оригинальной архитектуре периода 20-х годов плакат как выразительное средство играл решающую роль. В современной квартире подобное искусство может стать слишком ярким акцентом. Впрочем, это решается применением арт-объектов, переработанных «по мотивам» исходного материала.
Естественное освещение
В конструктивизме остеклению придаётся решающее значение. Мощный поток солнечного света, проникающий через окна большой площади, делают интерьер светлым, воздушным, помогают реже прибегать к искусственной подсветке.
В «классическом» конструктивизме широкое распространение получили ленточные окна – сплошное горизонтальное остекление с включением переплётов для прочности.
Современные алюминиевые конструкции позволяют реализовать эту идею в полной мере, избежав проблемы с теплосбережением и выполнив изделие максимально эстетичным.
Искусственный свет
Конструктивистский интерьер не должен быть тёмным, поэтому в комнате необходимо предусмотреть несколько сценариев освещения. Стиль одинаково благосклонен как к технологичным и вполне современным точечным спотам цилиндрического или квадратного сечения, так и к люстрам довольно архаичного вида – с абажуром из тканевого или бумажного вертикального цилиндра на каркасе.
Однако настоящей находкой для дизайнера-конструктивиста являются светодиодные ленты и панели. В этом случае их стоит использовать не в качестве непрерывной цепочки диодов, а в качестве световых полос, подчёркивающих геометрию интерьерных решений. Размещённые в разных частях комнаты, они играют роль немногочисленного декора, сохраняя функциональность.
Мебель
Мебель, которая достойна того, чтобы занять место в интерьере конструктивизма, может быть весьма разнообразной. В конце концов, концептуальность дизайна как самоцель превращается из благого побуждения в ярмо на шее у оформителя.
Если вам хочется поставить диван, несколько выбивающийся из общего визуального ряда – ставьте, замысел не пострадает.
Если же хотите быть последовательным, то при выборе или заказе мебели учтите следующие особенности:
- Применение фанеры и натуральной древесины. В производстве столов и стульев находит широкое распространение фанера – ещё один материал «нового времени». Гнутые спинки и толстые столешницы, покрытые маслом или лаком, без тонировочного морения отлично впишутся в интерьер как жилого помещения, так и офиса. Здесь ещё одно сближение с лофтом.
- Широкое использование металлических конструкций. Конструктивистов не зря называют теми, кто озвучил манифест индустриализации. Металл активно стал использоваться в изготовлении мебели именно в XX веке – прежде всего, благодаря новым технологиям, которые удешевили производство, приспособив его для массового выпуска бытовых предметов.
Мебель конструктивизма может выглядеть немного угловатой. Для примера можно вспомнить известное красно-синее кресло
Ритвельда, которое выглядит словно поделка, собранная из конструктора. В этом коренное отличие мебели 20-х годов от биологических причудливо изогнутых форм 60-х – 70-х годов.
Вопрос-ответ
Кухня – одно из самых сложных композиционных решений для конструктивизма. Это связано с тем, что в проектах 20-х годов индивидуальной кухне (и кухонной мебели) просто не нашлось места – готовить пищу должны были на фабриках-кухнях, а принимать – в общественных местах. Если говорить о конкретных советах – сделайте смысловой акцент на обеденной группе – стульях и столе – их подобрать проще. Что касается гарнитура, то пусть это будут шкафчики и комоды с гладкими фасадами. Хорошим вариантом будет фанера или матовые фасады неярких тонов. Разнообразьте монолитность верхнего пояса диагональными вставками или даже «косым» шкафчиком.
Скука этого стиля – весьма условное понятие. Мысли о ней могут прийти при сравнении с рококо, однако сам по себе конструктивизм далеко не скучен – он просто максимально удобен. Если же хочется оживить пространство – добавьте деталей, не выходя за рамки выдержанности. Это может быть что угодно – цветовая полоса на потолке или стене, абажур лампы и полированной стали, ковёр с геометрическим орнаментом.
Главной ошибкой остаётся перенасыщение интерьера деталями и акцентами, которые не укладываются в концепцию. Впрочем, это не делает интерьер хуже – просто менее выдержанным.